«Афганская девушка» в Газиантепе

6 декабря знаменитый фотограф журнала National Geographic Стив МакКэрри (Steve McCurry) открыл собственную персональную выставку в Университете Газиантеп.
Экспозиция включает 40 лучших фотографий мастера, украшавших страницы и обложки журнала, среди которых и знаменитая «Афганская девушка», за которую он получил награду в конкурсе World Press Photo.

Все доходы от выставки будут переданы Афганской ассоциации защиты прав ребенка.
Выставка в Доме Дженани продлится до 5 января, затем до 21 января ее смогут увидеть посетители Центра культуры и конгрессов Şehitkamil.

Стив Маккэри — это легенда мировой репортажной фотографии. Широкая общественность признала его одним из лучших современных фотографов, он обладатель многочисленных наград. Человек умеющий запечатлеть радость и горе, борьбу и победу.

Отправляясь около тридцати лет назад в свое первое путешествие на Восток, Стив МакКэрри не знал, что его юношеская страсть к путешествиям превратится в дело всей его жизни, и что ему предстоит увидеть весь мир, испытать самые противоречивые чувства, научиться слышать и видеть. Снимок афганской девочки, напечатанный на обложке National Geographic в 1984 году, принес ему признание, известность и золотую медалью Роберта Капы. Но и после этого фотограф продолжал ездить в Южный и Юго-Восточные регионы. Сегодня Стив МакКэрри сотрудничает с журналами Time, Newsweek и National Geographic, рассказывая одной части мира о другой и все сильнее осознавая ту пропасть в сознании, которая их разделяет.

Многие из фотографий МакКэрри представляются прекрасными зарисовками, полными цвета, запахов, невероятных ощущений, словно картинки из экзотических стран. Восток действительно полон чувственных переживаний и вызывает восторг. Пристально вглядываясь, мы переключаемся с поверхности сюжета в более глубокое видение — и открываем уникальную картину человеческой истории, глобальной и личной одновременно, наполненной всеми оттенками чувств от радостных до самых горьких.
Портреты и пейзажи пронизаны созерцательностью, чувством цвета, близостью к модели, и отражают необыкновенное культурное, религиозное и этническое разнообразие восточного региона. Последнее обстоятельство является для Стива МакКэрри тем, что заставляет его вновь и вновь возвращаться снимать в эти страны. Несмотря на то, что он запечатлел один из самых ужасающих конфликтов современности — афганский, он никогда не считал себя военным фотографом, и, по его собственному признанию, никогда не стремился делать горячие новостные снимки, напротив, его привлекала жизнь, неуемная и всегда готовая возродиться из руин, пепла и пыли.

После окончания коледжа, где он учился на архитектурном факультете, гражданин США Стив Маккэри два года работал в местной Пенсильванской газете, а затем уехал в Индию чтобы попытать счастья в роли свободного художника. Именно там, в Индии, он научился ожиданию и созерцанию жизни. Сам он описал это так:

Если подождать, то люди забывают о камере и на поверхность выплывает душа.

Его карьера, по сути, началась в тот момент, когда он, замаскировавшись под местного жителя, пересек пакистанскую границу и попал в подконтрольный повстанцам район Афганистана, как раз перед самым вводом туда советских войск.
Когда он вернулся оттуда с несколькими катушками пленки вшитыми под подкладку одежды, снимки, которые он принес с собой облетели мир. Стив был первым человеком, показавшим, как выглядит этот, так называемый конфликт. Эти снимки принесли ему Золотую Медаль Роберта Капы за заграничный фоторепортаж, награда, которую присуждают за мужество проявленное фотографами во время поиска материала, а так же многие другие награды.
После этого Стив продолжал работать в местах гражданских и межнациональных конфликтов.
В списке стран: Ирак, Йемен, Камбоджия, Бейрут, Филлипины, Балканы и Афганистан, где он работает и сейчас.
Фотографии Стива Маккэри печатались во всех крупных журналах мира, однако пиком его мастерства считается фотография афганской девочки-беженки, это фото теперь признано одним из самых узнаваемых кадров в мире, первым его напечатал журнал National Geographic. Фотография вошла в топ сто лучших снимков напечатанных в этом журнале.
17 лет назад пуштунская девушка по имени Шарбат Гула, сама того не зная, стала очень знаменитой — ее лицо появилось на обложке американского фотожурнала «Нэшнл джиогрэфик». Особенно выделялись ее глаза — необычно светлые с большими темными зрачками. Колорит добавляла красная шаль на плечах.

С тех пор эта фотография публиковалась бессчетное число раз — на открытках и плакатах, в журналах и фотоальбомах. Пару лет назад вышел сборник избранных фотографий «Нэшнл джиогрэфик», на обложке которого красуется все та же Шарбат Гула.
И вот, 17 лет спустя, репортеры журнала отыскали Шарбат Гулу в Афганистане. В 1984 ей было 13 лет, сейчас, стало быть, около 30.
Фотограф Стив Маккэри заметил 13-летнюю Шарбат в лагере беженцев в Насир Баге, в Пакистане. Туда она попала вместе с родственниками после того, как ее отец и мать погибли во время вторжения советских войск.

Этот портрет для меня суммировал ее душевные раны, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома,

— рассказывает Маккэри.
Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и за последние годы он, в попытках отыскать Шарбат Гулу, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, «знаменитость» отыскалась — неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Чтобы избежать ошибок сотрудники журнала прибегли к разработанной ФБР технологии сканирования зрачка, который у каждого человека уникален.
Шарбат Гула вышла замуж вскоре после того, как Маккэри сфотографировал ее в Пакистане, и родила четырех детей, один из которых умер во младенчестве. Наконец-то она увидела свою фотографию, но снимок ей не понравился.

Она была недовольна тем, что ее сняли в дырявой шали, — рассказывает один из управляющих «Нэшнл джиогрэфик» Дон Халькомбе. — Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой.

Попади Маккэри в Пакистан годом позже, мир вряд ли увидел бы эту фотографию — в 1985-ом Гула начала носить чадру.
Сейчас Маккэри сфотографировал ее в длинном женском одеянии — бурке.

Затем попросил ее поднять чадру. Глаза узнаются сразу.

Share Button

Добавить комментарий