Asur ülkesi * Ассирия

Ассирия

– одно из величайших государств древности, история ассирийского народа насчитывает несколько тысячелетий. Как великая держава Ассирия прекратила свое существование еще в 605 г. до н. э., что вовсе не означало полного исчезновения ассирийского народа, который в неравной борьбе отстоял свой национальный облик – язык, обычаи, культуру.
Уместно вспомнить высказывание академика Б. Тураева:

Ниневия и Ассирия не исчезли с лица земли, как это любят говорить…». К схожему выводу пришел и известный советский ассириолог И. М. Дьяконов, утверждавший, что «ассирийский народ, действительно, не был истреблен. В разрушенном Ашшуре и других городах продолжалась жизнь….

В XVIII-XIX веках преобладающая часть ассирийцев проживала в Османской империи и Иране. По различным подсчетам, к началу XX века их общая численность составляла около 1 млн. человек, из которых приблизительно 0,8 млн. жили в Османской Турции.

В период первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) ассирийцы, наряду с армянами, подверглись геноциду со стороны османских правителей и курдских феодалов. Тогда было уничтожено свыше 750 тыс. ассирийцев. Оставшиеся в живых оказались рассеянными по всему миру.
В наше время они живут в Ираке, Сирии, Иране, Турции, в ОАЭ, в США, в Латинской Америке, в Австралии, в разных странах Европы, в России, в Закавказье. Это дисперсно расселенный народ, знающий свою историческую родину, но не имеющий своей государственности. Общая их численность в конце XX века составляла, по разным подсчетам, от 0,3-0,5 млн. до 2,5 млн. человек.
Разбросанный по всему миру ассирийский народ вынужден был искать пути к воссоединению. Национальное движение на родине и в диаспоре постепенно набирало силу, стали предприниматься попытки создания общенациональных объединений, включающих представителей ассирийского народа самых разных стран. Одни формы ассирийских объединений сменялись другими, возникали все новые формы объединений, однако сложное положение христиан на исторической родине и необходимость приспосабливаться к неодинаковым условиям жизни в диаспорах различных стран препятствовали достижению необходимого уровня национальной консолидации.
Существенный сдвиг произошел с появлением новых информационных технологий: интернет и онлайн общение дало возможность организовывать ассирийские виртуальные сообщества, объединяющие представителей разбросанного по всей планете народа на основе общих интересов. На территории бывшего СССР одно из первых виртуальных объединений возникло по инициативе Алексея Тамразова (г. Киев) и вскоре получило широкую известность как скайп-клуб. По мере роста уровня представительства ассирийских организаций, скайп-клуб был логично переименован в Международный Ассирийский Координационный Совет (МАКС), поначалу объединивший активистов и руководителей ассирийских организаций ряда регионов СНГ.
Онлайн общение позволило ассирийцам оперативно обмениваться информацией, прояснять реальное положение ассирийских общин разных стран, обсуждать и вырабатывать единую позицию по принципиальным животрепещущим вопросам.
По воле исторической судьбы ассирийские общины СССР, будучи тесно связанными друг с другом, не имели возможности активно общаться с зарубежными ассирийскими общинами, и поэтому длительное время находились в стороне от процессов формирования и развития национального движения. С распадом Советского государства встал вопрос об интеграции его ассирийских общин с ассирийскими общинами остального мира. Идея объединения ассирийских общин постсоветского пространства с ассирийскими общинами, живущими вне его, была связана с ощущением неиспользованного в ассирийском национальном движении потенциала, накопленного ассирийцами бывшего СССР. Не удивительно, что вопрос о поиске оптимальных механизмов координации усилий ассирийских общин бывшего СССР и ассирийских общин остального мира рассматривался на скайп-заседаниях МАКС-а как один из приоритетных.

.

Современные ассирийцы, где бы они не проживали, хранят память о той страшной трагедии, которая постигла народ в начале 20-го века. В странах проживания ассирийские общины все настойчивее поднимают вопрос о восстановлении исторической правды – признании геноцида ассирийцев, армян и греков. 23 апреля 2010 г. Федерация Ассирийских Организаций Армении «Хаядта» обратилась к Национальному Собранию Республики Армения с просьбой дать юридическую оценку фактам массового истребления ассирийцев в Турции и, тем самым, признать Геноцид Ассирийского народа на территории Османской Турции в период 1914-1923 гг. Такое обращение не могло оставить равнодушной ассирийскую общественность всего мира, убежденную, что ассирийцы и армяне разделили в Турции общую трагическую судьбу. Одним из первых откликнулся Международный (Сейфо) Комитет по вопросу признания Ассирийского Геноцида (AISC) (Швеция, Стокгольм), предложивший Федерации Ассирийских Организаций Армении перейти к активному сотрудничеству. Опыт Международного (Сейфо) Комитета представляет в данном контексте неоспоримую ценность. Достаточно вспомнить о его важной роли в недавнем признании Парламентом Швеции Геноцида Армян, Ассирийцев и Греков. Завязавшееся сотрудничество способствовало переходу к более широкой координации действий ассирийских организаций. Оно показало эффективность координации работы ассирийских активистов бывшего СССР и ассирийских активистов других стран при реализации стратегических национальных проектов. В ходе сотрудничества выяснилось, что новейшие технологии действительно открыли доступ к ранее немыслимым возможностям отработки механизма консолидации разбросанного по разным уголкам планеты народа. Нет, не неудачники в человечестве, а победители Времени! Да, превратности исторической судьбы лишили ассирийцев, один из древнейших народов Земли, своей государственности, у очень многих из них отняли родину, разметали по всему свету.

.

И тем не менее — вопреки всему, несмотря на многовековые гонения и множество попыток тотального геноцида в разные эпохи, есть, живут в нашем мире люди с древним и гордым именем: атурая, сурая, ассирийцы. Не счесть племен и народов, которые за эти тысячелетия полностью исчезли, ушли с исторической сцены, и лишь имена их сохранились на страницах ученых фолиантов, а ассирийцы — есть, их можно увидеть, можно «потрогать», как говорится.
И потому, если где-нибудь вам доведется встретиться с человеком, о котором вам скажут: «это — ассириец» (или сам он, может быть, представившись, так назовет себя) — не делая удивленно-округленных глаз, почтительно приподнимите шляпу.
Вы встретились с Историей!!!

7-го августа 2010 года в австралийском городе Фэрфилд был поставлен памятник жертвам геноцида ассирийцев времен Первой мировой войны. Число жертв геноцида достигает примерно 750 тысяч. Отставим в сторону тот факт, что Турция до сих пор не признает, как геноцид армян, так и ассирийцев и понтийских греков. Никак не понять то, что не прошло и месяца после открытия памятника, как неизвестными был совершен акт вандализма по отношению к памятнику. Вандалы изобразили на памятнике турецкие звезду и полумесяц, сорвали ассирийский флаг с мачты рядом с памятником, нанесли надписи, оскорбляющие национальное достоинство ассирийцев.

Акт вандализма по отношению к памятнику жертвам геноцида ассирийцев
Акт вандализма по отношению к памятнику жертвам геноцида ассирийцев

В настоящее время ассирийцы требуют предоставления статуса в Турции.
Требования озвучил депутат от Христианско-демократической партии, входящей в правящую коалицию Швеции, Роберт Халеф. Отметив, что на данный момент в Швеции проживают около 100 тысяч ассирийцев, он потребовал от парламента страны обратиться к ЕС к тем, чтобы Евросоюз выступил с инициативой предоставления ассирийцам статуса нацменьшинства в Турции.
В обращении, представленном парламенту Швеции, депутат отметил, что в начале 1900-ых гг. в Османской Турции проживали более 2 млн. ассирийцев, армян и греков. В годы Первой мировой войны большинство ассирийцев погибли или были изгнаны из родной страны. В настоящее время в Турции остались около 15 тысяч ассирийцев.
Далее шведский парламентарий продолжил:

Сегодня в Турции христиане и ассирийцы лишены возможности сохранить родной язык и национальную культуру. Из-за своего вероисповедания они становятся мишенью для давления. Турецкое государство продолжает держать в своей собственности их имущество. Ярким свидетельством тому является наш духовный центр – собор «Мар Габриел», находящийся в Мидиате в провинции Мардин. Ассирийцы должны обладать тем же статусом национального меньшинства, который имеют армяне, греки и евреи. Пусть Швеция по этому вопросу проявит инициативу в ЕС.

 

Share Button

Добавить комментарий